Форум для сестер
Ас саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух !

Ахлян уа сахлян дорогие сестры, для доступа ко всем разделам, ин шаа Аллах зарегистрируйтесь или войдите под своим именем.

ПРОСЬБА К БРАТЬЯМ : НЕ РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА НАШЕМ ФОРУМЕ, БОЙТЕСЬ АЛЛАХА !

НАПОМИНАНИЕ СЕСТРАМ :
ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ВЫ СОГЛАШАЕТЕСЬ С НАШИМИ ПРАВИЛАМИ ФОРУМА , ПОЭТОМУ ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ИХ В ДАЛЬНЕЙШЕМ إن شاء الله!



 
ПорталФорумПубликацииГалереяЧаВоРегистрацияВход
Поделиться
 

 Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом

Перейти вниз 
АвторСообщение
ياسمين
Тех. админ
Тех. админ
ياسمين


Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом Empty
СообщениеТема: Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом   Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом EmptyЧт 15 Янв 2015, 16:21

Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом 2839678049

Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом

Автор: Мухаммад ибн Солих Аль-Усаймин.

حقوق دعَت إليها الفطرة وقررتها الشريعة

Воистину вся хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи, о прощении грехов и к Нему приносим наши покаяния.

Прибегаем к Аллаху от зла, которое в нас и от дурных дел наших. Того, кого Аллах наставил на прямой путь, уже никто не собьет с истинного пути, а кого Он сбил, того никто не наставит, на путь истины.

Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник, да благословит Аллах его и его семью, сподвижников и тех, кто последовал за ними и да ниспошлет Он мир им.

Поистине, соблюдение справедливости, а так же предоставления каждому его права, без чрезмерности и упущений, является одним из достоинств шариата Аллаха.

Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников.
Только для установления справедливости были отправлены посланники и ниспосланы книги.
Так как на ней основываются дела обоих миров.
Справедливость, это значит: предоставить каждому должное право и ставить каждого на то место, которого он достоин. Исполнение прав не будет возможным, если не изучать их. Что и послужило причиной составления этого краткого послания, цель которого, разъяснить важные вопросы, связанные с соблюдением прав. И чтобы раб Аллаха, прочитав эту работу, совершал дела, по мере возможности, в соответствии с тем, что узнал.

Краткое изложения этой книги: 
1. Права Всевышнего Аллаха.
2. Права Пророка ص.
3. Права родителей.
4. Права детей.
5. Права родственников.
6. Права мужа и жены.
7. Права правителей и подданных.
8. Права соседей.
9. Общие права мусульман.
10. Права немусульман.
Это именно те права, которые мы хотели бы вкратце рассмотреть.
Глава первая.


Первое право: Право Всевышнего Аллаха.


Это право, самое достойное и самое важное из того что вменяется в обязанность и самое великое из прав. Ибо поистине это право Всевышнего Аллаха, Творца, Великого, Владыки, Управляющего всеми делами.

Право Властелина, Истинного, Явного, Живого, Поддерживающего жизнь, который установил небеса и землю, сотворил всё сущее и предопределил безгранично мудро их судьбу.

Права Аллаха, Который создал тебя из ничего, после того как ты был безвестен.

Права Аллаха который взрастил тебя по милости Своей, когда ты находился в трех мраках во чреве своей матери. Ни кто не смог бы доставить туда твоё пропитание и все необходимое для развития.

Он тот, кто наполнил для тебя грудь твоей матери молоком, потом указал на две тропы научив отличать добро и зло.

Он тот, кто подчинил для тебя твоих родителей, поддержал тебя и приспособил…

Наделил тебя благами, разумом и пониманием. И приспособил тебя для принятия и использования всего этого.

﴿ وَاللَّهُ أَخْرَجَكُم مِّن بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ لَا تَعْلَمُونَ شَيْئًا وَجَعَلَ لَكُمُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَالْأَفْئِدَةَ ۙ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ﴾

﴾Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами,- быть может, вы будете благодарны ﴿(«Ан-Нахль»,78).

И если бы Аллах лишил тебя своих благ хоть на мгновение ока, то ты непременно бы погиб, а если бы удержал милость свою на миг, то не жил бы ты.

Если ты понял что эта помощь и милость к тебе, оказана Аллахом, то становится ясным, что Его права на тебя являются, самыми величественными. Ведь это, права Аллаха на тебя за то, что Он сотворил тебя, поддержал в тебе жизнь и наделил тебя благами.

И поистине Аллах не желает получить от тебя какой-нибудь удел и не просит кормить Его:

﴿لَا نَسْأَلُكَ رِزْقًا ۖ نَّحْنُ نَرْزُقُكَ ۗ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَىٰ ﴾

﴾Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход - за богобоязненностью ﴿(«Тоха», 132).

Но воистину Он желает только одну вещь - польза которой возвратится к тебе же самому, чтобы ты поклонялся Ему Одному, у которого нет сотоварищей.

﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ®️ مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ﴾

Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня ﴿(«Аз-Зарият», 56-57).

Он желает, что бы ты стал поклоняющимся Ему во всех смыслах поклонения, Ибо Он Господь твой во всех смыслах господства.

Аллах хочет, чтобы ты поклонялся ему, проявляя смирение и покорность, подчинялся Его приказам, отдалялся от того, что Он запретил и принимал то, что Он сообщил.

Согласись, что блага Всевышнего, которыми Он одарил тебя, щедры и постоянны. Неужели ты не постесняешься проявить неблагодарность, взамен этим благам!?

Если какой-то человек помогает тебе, то ты постесняешься ослушаться его, и открыто заявить о своем не согласий с ним.

А как же быть с твоим Господом? Ведь помощь, которая была оказана тебе, все это по Его благоволению, а все дурное, что миновало тебя, миновало по Его милости:

﴿وَمَا بِكُمْ مِنْ نِعْمَةٍ فَمِنَ اللَّهِ ثُمَّ إِذَا مَسَّكُمُ الضُّرُّ فَإِلَيْهِ تَجْأَرُونَ﴾

﴾Все блага, которые вы имеете, - от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь ﴿(«Ан-Нахль», 53).

Обязательства, которые возложил на нас Аллах, по отношению к Нему, являются незначительными и лёгкими для того, кому облегчил Аллах. И Аллах не ставит нас в затруднительное или стеснённое положение и не делает нам проблем.

Сказал Всевышний Аллах:

﴿وَجَاهِدُوا فِي اللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِ هُوَ اجْتَبَاكُمْ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ مِلَّةَ أَبِيكُمْ إِبْرَاهِيمَ هُوَ سَمَّاكُمُ الْمُسْلِمِينَ مِنْ قَبْلُ وَفِي هَذَا لِيَكُونَ الرَّسُولُ شَهِيدًا عَلَيْكُمْ وَتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَاعْتَصِمُوا بِاللَّهِ هُوَ مَوْلَاكُمْ فَنِعْمَ الْمَوْلَى وَنِعْمَ النَّصِيرُ﴾

﴾Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима. Аллах назвал вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он - ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!﴿(«Аль-Хадж», 78).

Обязанности перед Аллахом включают в себя:

идеальные убеждения,
веру в истину
и полезные праведные дела.
Вероубеждение строится на любви и возвеличивании Аллаха, а его плодами являются искренность и постоянство в поклонении.

По причине пятикратной молитвы в течение дня и ночи, Аллах прощает грехи, возвышает степенями, излечивает сердца и исправляет положение. Выполняет раб Аллаха эти молитвы по мере возможности.

﴿فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ﴾

﴾Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей﴿(«Ат-Тагобун», 16).

И когда сподвижник Пророка ‘Имран ибн Хусейн заболел, Пророкه сказал: "Молись стоя а если не можешь, то сидя а если не можешь сидя, то лежа на боку"[2]

Закят (милостыня) - это малая часть из твоего имущества которую необходимо отдавать на нужды мусульман. Он выплачивается нуждающимся, беднякам, путникам, должникам и всем остальным кто имеет право на закят.

А так же пост на протяжении одного месяца в году

﴿وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ﴾

﴾А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время ﴿(«Аль-Бакара», 185).

А кто не может поститься из-за немощи, которая уже никогда не покинет его, тот должен накормить бедняка за каждый день поста.

А паломничество к запретному дому совершается один раз в жизни и предписано тому, кто в состоянии это сделать.

Все вышеупомянутое является основными правами Аллаха на нас. А то, что кроме этого – становиться обязательным лишь в определённых случаях, как например сражение на пути Аллаха. Или что-то становиться обязательным по какой-то определённой причине, как например помощь угнетенным.

Посмотри, О мой брат! Как легко выполнение этих обязанностей на деле, но как велика награда.

Если ты будешь совершать их, то обретёшь счастье, как в этой жизни, так и в следующей, спасешься от огня и зайдешь в рай:

﴿فَمَنْ زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَازَ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ﴾

﴾Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь - всего лишь наслаждение обольщением﴿(«Аали-Имран», 185).



Второе право: Право Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его семью и ниспошлет им мир.

Его право, самое великое из прав творений. Нет среди созданий никого, кто обладал бы более великими правами, чем Посланник ص. Сказал Всевышний Аллах:

﴿ إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ شَاهِدًا وَمُبَشِّرًا وَنَذِيرًا لِّتُؤْمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَتُعَزِّرُوهُ وَتُوَقِّرُوهُ وَتُسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلًا ﴾

﴾Воистину, Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали и уважали Его, прославляли Его утром и перед закатом﴿(«Аль-Фатх», 8-9).

По этому, необходимо ставить любовь к Пророку, ص перед любовью ко всем людям, даже перед любовью к себе самому, перед любовью к своим детям и родителям. Посланник Аллаха, ص сказал: «Никто из вас не уверует, пока я не стану любимее для него, чем его ребёнок, его отец, и все люди в общем»[3]

Права Пророка, صвключают в себя почитание его, уважение к нему и возвеличивание его подобающим образом, без проявления чрезмерности и небрежности.

Уважать Пророка,ص при его жизни, означает почитать его сунну и его благородную личность. А проявление уважения к нему после его смерти, подразумевает почитание его сунны и его непоколебимого шариата. И кто ознакомился с тем, как уважали и возвеличивали Пророка, его славные и достойные сподвижники, познал, как они, выполняли свои обязанности перед Посланником Аллаха ص. В истории Худейбийского договора упоминается, что курайшиты отправили ‘Урву ибн Мас’уда для переговоров о перемирии с Пророком ص. После возвращения ‘Урва сказал им: «Я заходил к разным царям, таким как Цезарь, Хосрой и Негус[4], но я не видел ни одного, кого бы так почитали его сподвижники, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада. Когда он повелевает им, они спешат исполнить его приказ, когда совершает омовение, они чуть ли не сражаются за эту воду, а когда разговаривает, они понижают пред ним свои голоса, и опускают взоры, из уважения к нему»[5]. Вот таким образом они чтили его, да будет доволен ими Аллах. Вместе с этим Аллах даровал ему благородный нрав и мягкий характер. А если бы он был грубым и жестоким, то они бы непременно разбежались от него.

Так же из прав Пророка, ص верить во все, что он сообщил, из событий прошлого и будущего. Подчинятся его приказам и отдаляться от того, что он запретил. Уверовать что его путь, и его законодательство, самые совершенные, и не предпочитать им другие законодательства и системы от кого бы они не исходили.

﴿ فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا ﴾

﴾Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью﴿ («Ан-Ниса», 65).

﴿ قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ ۗ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴾

﴾Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи" - поистине, Аллах - прощающий, милосердный.﴿(«Аали Имран», 31).

Так же из прав Пророка, ص защищать его дорогу и шариат по мере сил человека и тем оружием, что требует та или иная ситуация. И если враг наступает, приводя доводы и ложные аргументы, то защита должна быть на основе знаний и необходимо опровергнуть его доводы и сомнения, разъяснив их порочность. А в случае если враг наступает с оружием, то и защищаться необходимо таким же образом.

Не позволительно для верующего, слушать того, кто устраивает нападки на шариат Пророка, ص или же на его благородную личность, и молчать, имея возможность и силу противостоять этому.



Третье право: Права по отношению к родителям.
Никто не отрицает превосходство родителей над своими детьми. Поскольку родители стали причиной появления ребёнка на свет, они имеют на него большие права. Права родителей на ребенка велики, ведь именно они стали причиной его появления на свет. Они воспитывали его, когда он был маленьким, уставали ради того, чтобы он отдыхал, не спали ради того, чтобы он спал.

Мать вынашивает тебя в своем животе девять месяцев. Все это время, ты живёшь за счёт её питания и здоровья. Как на это указал Аллах сказав:

﴿حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْنًا عَلَى وَهْنٍ﴾

Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением ﴿(«Лукман», 14).

А затем после этого, она няньчает тебя и кормит грудью еще два года, уставая, мучаясь и испытывая тяжесть.

Отец также делает все, чтобы ты жил, и набирался сил с самого детства, до тех пор, пока ты не достигнешь самостоятельности. Воспитывает тебя, даёт тебе наставление, ведь ты ещё не знаешь, в чём для тебя вред, а в чём польза. И поэтому Аллах повелел ребенку делать добро родителям и благодарить их.

Сказал Всевышний Аллах:

﴿وَوَصَّيْنَا الْإِنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْنًا عَلَى وَهْنٍ وَفِصَالُهُ فِي عَامَيْنِ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ﴾

Мы заповедовали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие﴿(«Лукман», 14).

Также Всевышний сказал:

﴿وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا ®️ وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُلْ رَبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا﴾

﴾Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: "Тьфу!"-не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: "Господи помилуй их, ведь они растили меня ребенком﴿(«Аль-Исра», 23-24).

Поистине права родителей на тебя заключаются в том, чтобы ты благочестиво относился к ним, делал им добро, как словом, так и делом, помогал им, как материально, так и физически. А также чтобы ты подчинялся их приказам в том, в чём нет ослушания Аллаху, и в чём нет вреда для тебя. Мягко разговаривал с ними, радовал приветливым видом, прислуживал им должным образом.

Не проявляй раздражения, когда они состарятся, заболеют и ослабнут, и не считай помощь им чем-то сложным, так как ты сам когда-то окажешься на их месте.

Когда-то ты также будешь родителем, как они были родителями. И если проживёшь, также достигнешь старости на глазах своих детей, как на твоих глазах достигли старости твои родители. И будешь нуждаться в благочестивом отношении своих детей, как родители нуждались в твоём благочестивом отношении. И если ты проявлял благочестие к родителям, то возрадуйся большому вознаграждениюи воздаянию подобным. Кто будет благочестиво относиться к своим родителям, то к нему также будут благочестиво относиться его дети. Кто же будет ослушаться своих родителей, то его дети также будут ослушаться его. Так как воздание равнозначно делу, которое ты делаешь, что что отдашь, то и получишь в ответ.

Аллах дал родителям большие права на тебя, поставив их права, после Своих прав. Причём права Аллаха, так же содержат в себе и права Его Посланника.

Сказал Всевышний Аллах:

﴿وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا﴾

﴾Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям ﴿(«Ан-Ниса», 36).

Сказал Всевышний также:

﴿ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ﴾

﴾Благодари меня и своих родителей ﴿(«Лукман», 14).

А Пророк, صпоставил благочестие к родителям перед джихадом на пути Аллаха, как пришло в хадисе, Ибн Мас'уда, спросил: «О Посланник Аллаха, какое дело самое любимое Аллаху?» Он сказал: «Своевременно выполненная молитва», я спросил: «А потом какое?». Он сказал: «Благочестие к родителям». Я спросил: «А потом какое?». Он сказал: «Джихад на пути Аллаха»[6].

Всё это указывает на важность благочестивого отношения к родителям, пренебрегают которым, многие из людей. Не слушаются их, порывают с ними отношения. Ты видишь тех, кто не считает нужным выполнять перед ними свои обязательства, а может даже и унижает их, издевается над ними, и превозноситься над ними, но рано или поздно, он получит подобное воздаяние.
Вернуться к началу Перейти вниз
ياسمين
Тех. админ
Тех. админ
ياسمين


Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом Empty
СообщениеТема: Re: Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом   Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом EmptyЧт 15 Янв 2015, 16:23

Четвертое право: Права детей
К детям относятся как мальчики, так и девочки. У детей много прав; самое важное это - воспитание, а именно, развитие в них религиозности и нравственности, для того, чтобы в дальнейшем эти качества преобладали в них.

Сказал Всевышний Аллах:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ ﴾

О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни ﴿(«Ат-Тахрим», 6).

И сказал Пророк ص: «Каждый из вас - попечитель и каждый из вас будет спрошен о своей пастве. И мужчина - попечитель в своей семье и будет спрошен о ней»[7].

Дети вверены своим родителям. И они будут спрошены за это в День Суда. И если родители заложат в них религиозное и нравственное воспитание, то таким образом, будут освобождены от ответственности. В итоге дети станут благочестивыми и обрадуют своих родителей, как в этом мире, так и в Последней жизни. Сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَاتَّبَعَتْهُمْ ذُرِّيَّتُهُم بِإِيمَانٍ أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَمَا أَلَتْنَاهُم مِّنْ عَمَلِهِم مِّن شَيْءٍ ۚ كُلُّ امْرِئٍ بِمَا كَسَبَ رَهِينٌ﴾

Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний. Каждый человек является заложником того, что он приобрел ﴿(«Ат-Тур», 21).

Сказал Пророк, ص: «Когда раб умирает, прекращаются все его дела, кроме трёх: пожертвование, которое приносит пользу людям, знание, которое будет приносить пользу после смерти и праведный ребёнок, который будет молиться за своего родителя»[8]. Таковы плоды благочестивого воспитания детей, приносящие пользу родителям, даже после смерти.

Но, к сожалению, многие родители пренебрегают своими обязанностями, губят своих детей и забывают о них, словно на них нет никакой ответственности. Они не спрашивают где ходят их дети и не обращают внимание, во сколько они возвращаются, не интересуются их друзьями и товарищами, не указывают им на благое и не запрещают им плохое.

Но удивительно, что эти родители стремятся сохранить своё имущество, пытаясь увеличить, сберечь и улучшить его, хотя в основном они приумножают это имущество не для себя, а для других. А что касается детей, то им нет до них никакого дела, хотя забота о них более важна и полезнее для родителей, как в этом мире, так и в следующем.

И как является обязательным для родителя кормить и обеспечивать ребёнка едой, питьём и одеждой, чтобы он рос и развивался, также является обязательным заполнить сердце своего ребёнка знаниями и верой, покрывая его душу одеянием богобоязненности. И в этом заключается благо.

Из прав детей, чтобы родители расходовали на них из своего имущество без расточительства и жадности. Потому что, это его обязанность перед детьми, а так же, проявление благодарности Аллаху за то имущество, которое Он даровал ему. Так как же он лишает своих детей этого имущества, проявляя жадность при жизни, в то время как после его смерти они все равно заберут его. И даже если он будет жалеть для своей семьи, и не будет тратить то, что обязан, они все равно имеют право, взять из его имущества столько, сколько им будет достаточно для повседневной жизни, как постановил это, сам Посланник Аллаха, ص для сподвижницы по имени Хинд бинт ‘Утба ل.

Также из прав детей, чтобы родитель не отдавал предпочтение одному над другим при дарении подарков. Он не должен давать одному ребенку что либо, лишая при этом другого. Поистине это является притеснением и несправедливостью, а ведь Аллах не любит несправедливых. И также это приводит к тому, что те, к кому родители проявили несправедливость, отдаляются и враждуют с теми, кого они предпочли, и возможно станет причиной вражды между родителями и теми детьми, которых они притеснили.

Некоторые люди относятся к одним детям лучше, чем к другим, по причине того, что эти дети добры с ними. И поэтому, только из-за хорошего отношения родитель выделяет его подарками. Но это не является аргументом, чтобы выделять одних детей над другими. Так как хорошее отношение ребенка к родителям должно быть ради Аллаха. Нельзя давать ему что-то взамен за его благочестивое отношение, так как награда за благочестие только у Аллаха. Это так же приводит к тому, что ребенок начинает обольщаться своим благочестием и видит, себя достойнее, чем остальные его братья и сестры. В результате, другой ребёнок может отдалиться и продолжать ослушаться родителей. И кто знает, может случиться так, что тот, кто был добр с родителями станет непослушным, а непослушный, благочестивым, так как сердца в руках Аллаха, и Он переворачивает их как пожелает. 

И как пришло в двух достоверных сборниках Аль-Бухари и Муслима от Ну’мана ибн Башира بчто его отец Башир ибн Са’д, tподарил ему раба и сообщил об этом Пророку, ص на что Пророк, ص сказал: «Все ли твои дети получили такой подарок?», он ответил: «Нет». Тогда Он сказал: «Верни его». В другой версии хадиса говорится, что Пророк, صсказал: «Бойтесь Аллаха, и будьте справедливыми между своими детьми". В другой версии сказал: "Призови другого свидетеля, ибо поистине я не свидетельствую в несправедливости". Пророк, صназвал предпочтение одного ребёнка над другим несправедливостью, а несправедливость является запретной в Исламе.

Однако, если один ребёнок нуждается в чем-либо, а другой нет, как например, один из детей в семье нуждается в канцелярских принадлежностях, в лечении или в женитьбе, то нет ничего страшного, если родитель выделит и купит ему то, в чем он нуждается, так как это было по необходимости и переходит в ряд обеспечения, а не подарков.

И когда родитель начнёт воспитывать ребёнка и расходовать на него, то, поистине он становится достойным того, чтобы его ребёнок относился к нему по доброму и уделял большое внимание правам своего родителя. А когда родитель делает упущение в своих обязательствах перед ребёнком, то удостаивается наказания, которое выражено в том, что ребенок отрицает права своего родителя. И это является подобающим возмездием, что отдашь, то и получишь в ответ.


Пятое право: Права родственников.
Близкий для тебя человек, который связан с тобой по крови, будь то твой брат, дядя со стороны отца или матери, и их дети, а так же каждый, кто родственно связан с тобой, имеет право на тебя по мере его близости.

Сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَآتِ ذَا الْقُرْبَى حَقَّهُ﴾

﴾Отдавай должное родственнику ﴿(«Аль-Исра», 26).

Также сказал:

﴿ وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى﴾

Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам ﴿(«Ан-Ниса», 36).

Каждый человек должен поддерживать своих родных, как это принято, оказывая им помощь своим статусом, а так же помогая им физически и материально по степени близости и нужды. И это то, что требует шариат, разум и внутренне чувство каждого человека.

Существует множество аятов и хадисов, побуждающих к поддерживанию родственных связей. Сообщается в достоверных сборниках[9] от Абу хурайры, t что Пророк, ص сказал: «После того как Аллах создал сотворённое, поднялись родственные связи и сказали: “Это — место того, кто прибегает к Твоей защите от разрыва”. Тогда Аллах спросил: “Удовлетворитесь ли вы тем, что Я поддержу того, кто станет вас поддерживать, и порву с тем, кто станет порывать вас?” Они ответили: “Да, о Господь мой!” — и Аллах сказал: “Да будет так!”»

Затем Посланник Аллаха,صсказал:
«Прочтите, если желаете, аят, в котором сказано:﴾Может быть, если вы отвернетесь от веры, то распространите нечестие на земле и разорвете родственные связи. Таких Аллах проклял и лишил слуха и ослепил их взоры ﴿(«Мухаммад», 22-23).

Так же, сказал Пророк, ص: «Тот, кто уверовал в Аллаха и в судный день, то пусть поддерживает родственные узы»[10].

Многие люди пренебрегают этим правом. Увидишь, как некоторые из них не поддерживают родственные узы ни имуществом, ни влиянием, ни прекрасным нравом. Проходят дни и месяцы, а они даже не видели своих родственников, и не навестили их. Они не проявляют любовь к своим родным, не дарят им подарки, не помогают им в неотложных и трудных ситуациях. Показывают своё плохое отношение к родным либо словами, либо действиями, а может и тем и другим. относиться хорошо к посторонним людям, а с близкими порывает отношения.

Среди людей есть и такие, которые поддерживают родственные отношения только с теми, кто хорошо к ним относится и разрывают отношения, если с ними разрывают. Такой человек не будет считаться подлинно поддерживающим родственные связи, однако, он всего лишь ответил добром на добро, что может сделать и родственник и любой другой. Ведь на самом деле, воздаяние равным не является привилегией родственника.

Истинно поддерживающим родственные связи считается тот, кто поддерживает их ради Аллаха, не обращая внимания, на то, поддерживают ли с ним или нет.

Как сообщается в сборнике достоверных хадисов имама Аль-Бухари, от Абдуллы ибн Амра ибн Ааса, ب что Пророк, صсказал: «Не тот поддерживает родственные связи, кто отвечает тем же; а тот кто поддерживает их даже если родственники разрывают с ним отношения».

Один человек спросил Пророка ص: «О Посланник Аллаха, у меня есть близкие, с которыми я поддерживаю родственные связи, а они разрывают отношения, я делаю им добро, а они плохо относятся ко мне, я проявляю мягкость к ним, а они поступают со мной неблагоразумно». Пророк, ص ответил: «Если это действительно так, то как будто бы ты кладешь им в рот горячую золу, и пока ты в таком состоянии, с тобой всегда будет помощь от Аллаха».[11]

И достаточно того, что поддерживающего родственные связи, Аллах поддерживает, в этом мире и в будущем, помогает ему своей милостью, облегчает дела, избавляет от печали. Через поддержание родственных уз сближаются семьи, рождается взаимная любовь, сочувствие друг к другу, взаимопомощь в трудные моменты и дни веселья. Что приводит к всеобщей радости как это уже проверено и давно известно. Но если родственные связи разрушатся, и люди отдалятся друг от друга, получится с точностью до наоборот.



Шестое право: Права мужа и жены
Брак имеет важные и серьёзные последствия. В первую очередь это связь между мужем и женой, что требует от каждого из них выполнение определённых обязанностей друг перед другом. Сюда входят: личные, социальные и материальные отношения.

Для каждого супруга является долгом: жить по-хорошему и выполнять свои права с добротой и мягкостью, безо всякой неприязни или оттягивания выполнения их.

Сказал Всевышний:

﴿ وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ﴾

﴾...И живите с ними достойно ﴿(«Ан-Ниса», 19).

Так же сказал Аллах:

﴿ وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ ﴾

﴾Жены имеют такие же права и обязанности и относиться к ним следует по-доброму, но, мужья выше их по положению ﴿(«Аль-Бакара», 228).

Так же и супруга, обязана выполнять перед своим мужем то, что на неё возложено. И до тех пор, пока каждый из супругов выполняет свои обязанности, их совместная жизнь будет счастливой и долговечной. А если они пренебрегут своими обязанностями, получат взамен только споры и раздор, а жизнь их станет несчастной.

Пришло много священных текстов, завещающих нам заботу о положении женщин, и о том, что совершенные отношения невозможны. Сказал Посланник Аллаха, ص: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь поистине женщина создана из ребра, а наибольшей кривизной отличается ее верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямит ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, и поэтому обходитесь с женщинами хорошо»

В другой версии хадиса говориться: «Поистине женщина создана из ребра, и она никогда и ни коем образом не станет для тебя прямой, если пожелаешь наслаждаться ею, то наслаждайся, а если попытаешься выпрямить, то сломаешь. А сломать значит развестись»

И сказал Пророк ص: «Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравиться ему какая-либо черта её характера, то он останется доволен другой чертой».

И в этих хадисах указание Пророка, ص своей общине: как должен мужчина относиться к женщине, и то, что необходимо ему требовать с неё, на столько, на сколько ему облегчено. Так она по своей природе никогда не будет совершенной, а кривизна навсегда останется в ней. Следовательно, мужчина сможет наслаждаться ей, только принимая ее такой, какой она была создана.

Так же, в этих хадисах указание на то, что следует сопоставлять между достоинствами и недостатками женщины. И если ему не понравилось какое-либо из ее качеств, то пусть посмотрит на то, которым он будет доволен. И не должен он смотреть на нее только с недовольством и неприязнью.

Да, многие мужчины хотят, чтобы их жены были идеальными. Но это невозможно! Это приводит к трудностям в отношениях, и к потере наслаждения женой, а может даже привести к разводу. Сказал Пророк ص: «а если будешь пытаться выпрямить ее, то сломаешь, а сломать значит развестись».

Мужу следует быть снисходительным ко всему, что она делает, если это не противоречит религии или всеобщей морали.

Права жены на мужа

К обязанностям мужа перед женой относится: расходование на пропитание, одежду, а так же проживание и всё, что вытекает из вышеперечисленного.

На это указывает высказывание Всевышнего:

﴿ وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ﴾

﴾А тот, у кого родился ребенок должен обеспечивать питание и одежду матери, на разумных условиях ﴿(«Аль-Бакара», 233).

Сказал Пророк, ص: “Вы обязаны кормить их и одевать на разумных условиях” И также спросили Посланника Аллаха, ص: “Какие права имеет жена на мужа? И Он сказал: «Ты обязан кормить ее, когда сам кушаешь, одевать, когда сам одеваешься, не должен бить ее по лицу и говорить ей мерзких слов и не должен оставлять ее, если только не дома[12]”[13].

А если у мужчины две жены, то он должен проявлять справедливость между ними. Справедливость должна проявляться в затратах на них и обеспечении их жильём, провождении ночей, а так же во всех остальных вещах.

Поистине склонность к одной из двух жён относится к большим грехам. Сказал Пророк, да благословит его Аллах, и ниспошлет Ему мир: “Если мужчина, имеющий две жены, склонится к одной из них, то придет в Судный день с отвисшим боком”.

Однако в некоторых вещах, человек не может быть одинаково справедлив. Например, в таких качествах как любовь и успокоение души. В этом случае нет на нём греха, так как он бессилен перед этим.

Сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَلَن تَسْتَطِيعُوا أَن تَعْدِلُوا بَيْنَ النِّسَاءِ وَلَوْ حَرَصْتُمْ﴾

И никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого ﴿(«Ан-Ниса», 129).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах, и ниспошлет Ему мир, справедливо относился к женам и равноправно распределял время между ними, однако говорил при этом: «О Аллах, я делю в том, что в моей власти, не порицай же меня за то что в Твоей власти и я не властен над этим[14]».

Однако если муж предпочел одну жену другой в провождении ночей, то в этом нет проблем, если на то, было согласие второй. Посланник Аллаха, ص проводил у Аиши её день и день Сауды, после того как Сауда подарила Аише свой день.

Также, когда Посланник Аллаха, ص был при смерти, он спрашивал своих жен: «Где я завтра? Где я завтра?» Они разрешили ему быть там, где он пожелает и он остался в доме Айши, пока не умер.

Права мужа на его жену.

Права жены перед мужем являются более важными, чем обязанности мужа перед женой. На это, указывает высказывание Аллаха Всевышнего:

﴿ وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ ۚ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ﴾

﴾Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению ﴿(«Аль-Бакара», 228).

Мужчина является попечителем над женщиной, заботиться о ее благополучии, воспитании и направляет её. Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنْفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ﴾

Мужчины являются попечителями женщин, потому, что Аллах дал одним из них преимущество над другими и потому, что они расходуют из своего имущества ﴿(«Ан-Ниса», 34).

К обязанностям жены перед мужем, относится сохранение его секретов и его имущества, а так же подчинение ему в том, в чем нет ослушания Аллаху. Сказал Пророк, ص:«Если бы Я повелел совершить земной поклон кому-то, кроме Аллаха, то повелел бы женщине совершить земной поклон своему мужу».

Так же сказал Пророк, ص: «Если мужчина позовет свою жену в постель, а она не придет к нему, и он заснет, гневаясь на нее, то ангелы будут проклинать ее до самого утра».

Из его прав на нее, чтобы она не делала те дела, которые мешают ему полноценно наслаждаться ею. Даже если это будет добровольное поклонение.

Сказал Пророк ص: «Не разрешается женщине поститься в присутствии своего мужа, если не будет на то его позволения и не разрешается ей впускать в дом, кого бы то ни было, если не будет на то его позволения».

Посланник Аллаха, ص сделал довольство мужа своей женой, причиной её вхождения в Рай. Приводит ат-Тирмизи в хадисе Умм Салямы, ل что Посланник Аллаха, صсказал: «Любая умершая женщина, муж которой был доволен ею, войдет в Рай».



Седьмое право: Права правителей и подданных.

Правитель – это тот, кто управляет делами мусульман, будь это общая власть, как власть главы государства, или же ограниченная власть, как главенство в учреждении или же на рабочем месте. В любом случае у всех этих правителей есть права, которые должны соблюдать их подданные. А так же у подданных есть права, которые обязаны выполнять правители.
Обязанностью управляющих перед подчиненными проявляется в добросовестном отношении к тому бремени, которое возложил на них Аллах и которым обязал их.
Сюда входит искреннее отношение, к подданным и направление их на правильный и надёжный путь, обеспечивающий им пользу, как в мирской, так и в загробной жизни. Достичь этого, возможно только следуя по пути верующих и это путь Посланника Аллаха, да благословит его и его последователей Аллах и да приветствует. Ведь, поистине, в этом пути заключается благополучие для самих правителей и для тех, кто находится под их властью. Следование по пути Пророка - лучшее, чем достигается довольство подчиненных к своим правителям, и между ними образуется связь. Подчиненные проявляют смирение к их приказам и тем самым правители оправдывают то что им было доверено. Воистину, того кто боится Аллаха, боятся люди. А если Аллах доволен кем-либо, то избавит его необходимости в людях и сделает их довольными им. Ведь сердца в руках Аллаха, поворачивает их как пожелает.
А что же касается обязанностей подчиненных перед их правителями, то это искреннее отношение к ним в том, что доверено человеку. Напоминать им, если они проявляют беспечность, и просить за них у Аллаха, если они отклоняются от истины и выполнять их повеления, если в этом нет ослушания Аллаха. Поистине в подчинении заключается соразмерность и порядок, тогда как ослушание правителей и неподчинении им, приводит к распространению хаоса и испорченности. Поэтому Аллах приказал подчиняться Ему и подчиняться Его посланнику и обладателям власти. Сказал Всевышний:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ﴾

﴾О, те, которые уверовали, подчиняйтесь Аллаху и подчиняйтесь Его посланнику и обладателям власти среди вас ﴿(«Ан-Ниса», 59).

Так же сказал посланник Аллахаه: «Обязательным является мусульманину слушать и повиноваться в том, что ему любимо и в том, что ненавистно. И нет подчинения в ослушании (Аллаха)».[15]

Сказал ‘Абдуллах ибн ‘Амрب: «Как то раз, мы были с Пророком, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, в путешествии. Мы остановились в одном месте и призвал глашатай посланника Аллаха ه: «Общая молитва!» и мы собрались у Посланника Аллаха, ه как он сказал: «Поистине, каждый пророк, посланный Аллахом до меня, приходил только как для того, чтобы указать своей общине на благо, которому был он обучен, и предостеречь свою общину от зла, которое он знал. И поистине, благополучие этой вашей общины было даровано в ее начале. И постигнут беды и то, что вы не будете одобрять в конце ее. И придут смуты предыдущая будет казаться вам, легче, чем следующая. Придут смуты и скажет верующий: «Это моя погибель». Придут смуты, и скажет верующий: «Вот эта». И тот, кто хочет спастись от огня и зайти в рай, пусть будет верующим в Аллаха и в последний день, когда постигнет его смерть. И пусть обращается с людьми так же, как он хотел бы, что бы они обращались с ним. И тот, кто присягнул правителю и пожал ему руку, искренне от сердца, пусть подчиняется насколько может. А если кто-нибудь придет, чтобы снять с власти правителя, то отрубите ему голову».[16]

А так же, один мужчина спросил Пророка, ه: «О, Пророк Аллаха, что ты нам прикажешь, если правитель будет спрашивать с нас свои права, и будет ущемлять наши права?!» Тогда Пророк отвернулся от него, но он спросил второй раз. Тогда Посланник Аллаха ه сказал: «Слушайтесь и повинуйтесь им. Ведь поистине на них возложены их обязанности, а на вас возложены ваши».[17]

Так же из обязанностей подчинённых – это помощь своим правителям. Содействие им в важных задачах, тем самым помогая им осуществлять возложенное на них. Каждый должен знать отведённую ему роль и ответственность в обществе, чтобы дела шли подобающим образом. Ведь, если подчиненные не будут содействовать и помогать правителям в том, что им поручено, то всё пойдет совсем не так как требуется.
Вернуться к началу Перейти вниз
ياسمين
Тех. админ
Тех. админ
ياسمين


Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом Empty
СообщениеТема: Re: Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом   Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом EmptyЧт 15 Янв 2015, 16:28

Восьмое право: Права соседей.

Сосед это тот, кто живёт рядом с тобой. Он имеет на тебя большие права. А если он ещё твой родственник, и мусульманин, то у него есть три права: права соседства, права родства и права ислама. А если же он будет мусульманином, но не твоим родственником, то для него два права: права соседства и права ислама. И так же если он будет родственником, но не мусульманином, то два: права соседства и родства. Если же он не родственник тебе и не мусульманин, то всё равно у него остаётся одно право – право соседства.

Сказал Всевышний:

﴿ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَىٰ وَالْجَارِ الْجُنُبِ ﴾

﴾Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками ﴿(«Ан-Ниса», 36).

И сказал Пророк ه:«Джибриль не переставал давать мне наставления о хорошем отношении к соседу, до тех пор, пока я не подумал, что он включит их в число наследников».[18]

Делать друг другу благодеяния, по мере возможности, является обязанностью соседей. Пусть это будет, поддержка имуществом или своим авторитетом[19], или помощь чем-то полезным. Ведь сказал Посланник Аллахه: «Лучшим соседом у Аллахом является, тот кто лучше всех относится к своему соседу».[20] Так же сказал ه: «Кто уверовал в Аллаха и в последний день, пусть хорошо относится к своему соседу».[21] И сказал: «Если будешь варить бульон, то добавь больше воды и позаботься о своих соседях».[22]

Проявлением хорошего отношения к соседям будет, дарить им подарки по разным поводам. Подарки укрепляют любовь между людьми и удаляют ненависть. Так же из прав соседей – не вредить им ни словами ни действиями. Сказал Посланник Аллахаه: «Клянусь Аллахом не уверует, клянусь Аллахом не уверует, клянусь Аллахом не уверует» люди спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» он ответил: «Тот, сосед, которого не находиться в безопасности от его зла»[23]. И тот, сосед которого не находиться в безопасности от его зла, не является верующим и не зайдет в рай.

На сегодняшний день многих люди не заботятся о соблюдении прав соседства, и их соседи не находятся в безопасности от их зла. Ты увидишь, что они постоянно спорят со своими соседями, между ними бесконечный раздор, одни покушаются на права других, вредят им словами и делами. Все это противоречит тому, что повелевал Аллах и Его Посланник и становится причиной разобщённости среди мусульман, отдаления сердец и пренебрежения одними неприкосновенностью других.


Девятое право: Общие права между мусульманами.
И этих прав много, из них, то, что достоверно пришло в сборнике имама Муслима, что Пророкهсказал: "Прав мусульманина перед другим мусульманином шесть: если ты его встретишь, то поприветствуй, если он позвал тебя, то ответь на его приглашение, если он просит тебя сделать ему наставление, то сделай ему это наставление, если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, то скажи ему: «Да помилует тебя Аллах», если он заболеет, то навестить его, а если он умрет, то прочитай над ним заупокойную молитву".

В этом хадисе заключается разъяснение некоторых обязанностей между мусульманами.

Первое право- приветствие. Приветствие это- сунна, которую Пророк ه никогда не оставлял. И оно, одна из причин единства мусульман и любви между ними, и это очевидно. На это указывают слова Пророка, ه: «Клянусь Аллахом, вы не зайдете в Рай до тех пор, пока не уверуете и не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не сообщить ли вам о том, если вы сделаете это, то полюбите друг друга. Распространяйте приветствие между собой». Посланник Аллахаهначинал с приветствия, если он встречал кого-то. Проходя мимо детей, так же приветствовал их[24].

Руководство Пророкаه указывает на то, чтобы младший приветствовал старшего, и меньшая группа людей приветствовала бо́льшую, едущий верхом приветствовал идущего. Однако, если те, которые должны первыми начинать с приветствия не выполняют эту Сунну, то ее должен выполнить, другой, дабы не утратить это приветствие. Если младший не приветствует старшего первым, то пусть старший поприветствует младшего. И если малая группа не приветствует большую, то большая должна поприветствовать малую, чтобы получить награду.
Сказал `Аммар ибн Ясирب: "Кто овладеет тремя качествами, тот сделает свою веру совершенной: быть справедливым даже к самому себе, распространять приветствие между людьми, давать пожертвования, даже если ты беден и сам нуждаешься». И если начинать с приветствия желательно, то отвечать на него обязательно, но если на приветствие ответили некоторые люди, то с остальных спадает ответственность. Если один человек поприветствовал целую группу, и ответил только один из них, то этого достаточно.

Сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا ﴾

Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым ﴿(«Ан-Ниса, 86).

И не является достаточным в ответ на приветствие отвечать: «Добро пожаловать», так как это не является тем, что лучше и также не является тем же самым. Если скажут «ас-Саляму ‘алейкум» (Мир тебе!) то, ты должен ответить «Уа ‘aлейкум ас-Салям» (И тебе мир!). А если скажут "Добро пожаловать!", то следует ответить тем же. Но, если добавить приветствие, то это будет лучше.



Второе право.
Если мусульманин пригласит тебя, то ответь на приглашение. То есть если он пригласит тебя к себе домой чтобы покушать или для чего-нибудь другого, то прими это приглашение. Отвечать на приглашение является утверждённой сунной. Отвечая на приглашение, ты радуешь сердце приглашающего, а также это приводит к любви и дружбе. Исключением является свадебный пир, так как отвечать на него является обязательным, с известными условиями. Пророк هсказал: «А кто не примет приглашение, то он ослушался Аллаха и Его Посланника».

И возможно слова ه«Если получишь его приглашение, то прими его» включают в себя даже приглашение, когда он зовет тебя для того чтобы помочь ему. Даже в этом случае тебе приказано ответить на его просьбу. Если он позвал тебя, что бы ты помог ему отнести или перенести что-либо и тому подобное, на тебе лежит обязанность помочь ему. Так как Пророк هсказал: "Верующие по отношению друг к другу подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг-друга"[25].

Третье право.
Если он попросит у тебя совета, то дай ему совет. То есть, если он придет к тебе, спрашивая твоего совета в чем-либо, то помоги ему. Это является частью религии, как сказал Пророк ه: «Религия это искреннее отношение к Аллаху, к Его книге, к его Посланнику, к правителям мусульман и ко всем мусульманам в общем»[26].

А если же он не просит у тебя совета, совершает грех и вредит себе, то обязательным для тебя, является дать ему наставление, даже если он не пришел к тебе сам. Этим ты устранишь вред и порицаемое от мусульман. А если нет вреда и греха в том, что он собирается сделать, но ты считаешь что нечто другое лучше чем то, что он делает, то тебе не обязательно говорить ему что-либо, если только он сам не попросит твоего совета, тогда необходимо будет дать ему совет.

Четвертое право.
Если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, то помолись за него. То есть скажи ему: «йархамука Ллах» (да помилует тебя Аллах), в знак благодарности за то, что он воздал хвалу своему Господу во время чихания. А если он чихнул и не воздал хвалу Аллаху, то он не удостаивается этого права, и за него не делают ду'а (мольбу). Поскольку он не воздал хвалу Аллаху, и в воздаяние за это он лишается этой мольбы.

Делать ду'а за того, кто чихнул, является обязательным, если он воздал хвалу. Чихнувшему же необходимо ответить на это ду'а сказав, «йахди́куму Лла́ху уа йуслиху ба́лякум» (да наставит Аллах тебя на прямой путь и исправит твои дела). Если же он будет продолжать чихать, и ты три раза просил за него ду'а, то на четвертый раз скажи ему: «'афака Ллах» (да исцелит тебя Аллах) вместо слов йаркамука Ллах.

Пятое право:
Если он заболел, навести его.

Посещение и навещение больного, это право человека, которое он имеет на своих братьев мусульман. Для них же, соблюдение этого является обязательным. А если больной является твоим близким, другом или соседом, то эта обязанность усиливается.

При посещении больного, необходимо учитывать, как его положение, так и положение его болезни. Может быть так, что обстоятельства требуют частого посещения, а может и наоборот. Наиболее подходящим будет такое количество посещений, на которое указывает положение больного.

При посещении больного, желательным является: поинтересоваться о его состоянии, помолиться за него, вселить в него радость и надежду. Ведь эти вещи являются главными причинами исцеления. Так же подобающим будет, напомнить ему о покаянии, но сделать это мягко не вселяя в него ужас.

Например, говоришь ему: «Эта болезнь может обернуться для тебя благом. Ведь Аллах посредством этого, прощает грехи и стирает ошибки. А так же в это свободное время ты можешь получить много награды, если используешь его для поминания Аллаха, взывания к Нему с мольбами и просьбами о прощении».

Шестое право.
Если он умер, то проводи его.

Обязанностью мусульманина перед его братом, является оказание помощи при похоронах. К тому же за это предусмотрена большая награда. Передаётся в достоверном сообщении от Пророка هсказал: «Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один карат, а оставшемуся до завершения погребения — в два карата». Люди спросили: «А что это за два карата?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они подобны двум огромным горам»[27].
Седьмое право.
Воздержание от причинения обид, является обязанностью одного мусульманина перед другим. Причинять обиды мусульманам, является большим грехом.
Сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِغَيْرِ مَا اكْتَسَبُوا فَقَدِ احْتَمَلُوا بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُّبِينًا ﴾

﴾А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха ﴿(«Аль-Ахзаб», 58).

И в большинстве случаев, Аллах уже в этой жизни мстит, тому, кто причиняет обиды мусульманам. Пророк هсказал: «откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни оставлять его без помощи, ни относиться к нему с презрением. Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата мусульманина, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!»[28].
Обязанности мусульман друг перед другом многочисленны, однако все они собираются в словах Пророкаه: «Мусульманин, приходится братом другому мусульманину» и если он будет соблюдать это братство, постарается сделать всё, что принесёт пользу его брату и отдалить от него всё что может ему навредить.
Десятое право: Права немусульман.
Это глава охватывает в себе всех неверующих. А они в свою очередь делятся на четыре категории:

1 категория – Харбий. Тот, кто не входит в три нижеследующие категории.

2 категория - (Муста’мин) Тот, кто находится под защитой Мусульман.

3 категория - (Му’ахид) те, неверующие с которыми заключён мирный договор.

4 категория - (Зиммий) те, кто живет на территории мусульман и платит дань.

У первой категории нет прав на то, чтобы мы защищали их и заботились о них.

Тот, кто находится под защитой Мусульман, имеет право на нашу защиту. Но она ограничена определённым местом и временем. Так как сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلَامَ اللَّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ﴾

﴾Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место ﴿(«Ат-Тауба», 6).

Касательно тех, неверующих с которыми заключён мирный договор, то мы обязаны исполнять этот договор до истечения срока, который был согласован между обеими сторонами. Или же до тех пор, пока они честно выполняют свою часть договора по отношению к нам. То есть не делают никакого упущения, не помогают никому против нас и не порочат нашу религию. Так как Всевышний Аллах сказал:

﴿ إِلَّا الَّذِينَ عَاهَدْتُمْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ثُمَّ لَمْ يَنْقُصُوكُمْ شَيْئًا وَلَمْ يُظَاهِرُوا عَلَيْكُمْ أَحَدًا فَأَتِمُّوا إِلَيْهِمْ عَهْدَهُمْ إِلَى مُدَّتِهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ ﴾

﴾Это не относится к тем многобожникам с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных﴿(«Ат-Тауба», 4).

Также Он сказал:

﴿ وَإِنْ نَكَثُوا أَيْمَانَهُمْ مِنْ بَعْدِ عَهْدِهِمْ وَطَعَنُوا فِي دِينِكُمْ فَقَاتِلُوا أَئِمَّةَ الْكُفْرِ إِنَّهُمْ لَا أَيْمَانَ لَهُمْ ﴾

﴾Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв ﴿(«Ат-Тауба», 12).

А самыми многочисленными правами и обязательствами обладает четвертая категория неверующих. И причиной этому служит то, что они живут в мусульманских странах под защитой и покровительством, выплачивая за это дань. И по сему, правитель мусульман обязан судить между ними согласно закону Ислама и только по нему выносить решение о чьей либо душе, имуществе и чести. Также ему необходимо установить наказания за нарушение того, что они считают запрещенным. И конечно ему следует обеспечить им защиту и уберегать их, от всякого рода вреда. Эти неверующие должны отличатся от мусульман своей одеждой, а так же не должны выставлять напоказ, что либо из того, что считается порицаемым в Исламе, или какой либо из своих обрядов, как например колокол и крест. Законоположения тех, кто входит в эту категорию подробно разъяснено в книгах ученых, поэтому не будем длительно разбирать этот вопрос здесь.

И вся хвала Аллаху Господу миров, и да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада его семью его сподвижников и ниспошлет Он мир им всем.




Глоссарий
Оглавление
Первое право: Право Всевышнего Аллаха.
Второе право: Право Посланника Аллахаه.
Третье право: Права по отношению к родителям.
Четвертое право: Права детей
Пятое право: Права родственников.
Шестое право: Права мужа и жены
Седьмое право: Права правителей и подданных.
Восьмое право: Права соседей.
Девятое право: Общие права между мусульманами.
Первое право
Второе право.
Третье право.
Четвертое право.
Пятое право:
Шестое право.
Седьмое право.
Десятое право: Права немусульман.

Глоссарий
[2] Аль-Бухари.
[3] Аль-Бухари.
[4]Титул Абиссинского монарха
[5] Аль-Бухари
[6] Аль-Бухари; Муслим.
[7] Аль-Бухари; Муслим.
[8]Аль-Бухари в «Адаб аль-муфрод».
[9]Бухари и Муслим.
[10] Аль-Бухари.
[11]Муслим
[12] Т.е. не должен уходить в другой дом или выгонять ее из дома, однако не спишь с ней.
[13] Абу Дауд.
[14] Хадис привёл Абу Дауд и сказал: «имеется ввиду сердце».
[15] аль-Бухари и Муслим
[16] Муслим
[17] Муслим
[18] Аль-Бухари; Муслим
[19] т.е. если может заступиться где-то за соседа своим влиянием, то пусть заступиться
[20] Ахмад; Аль-Бухари в «Адаб аль-муфрод»; Ат- Тирмизи.
[21] Муслим.
[22] Аль-Бухари в «Абад аль-муфрод»; Муслим.
[23] Аль-Бухари.
[24] Бухари; Муслим.
[25] Аль-Бухари; Муслим.
[26] Аль-Бухари; Муслим
[27] Аль-Бухари; Муслим.
[28] Муслим; Ахмад.

источник
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Обязанности, к которым побуждает наше естество, подтверждённые шариатом
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Форум для сестер :: ОСНОВА В МУСУЛЬМАНКЕ :: Духовное воспитание :: Отношение мусульманки к Господу-
Перейти:  
© phpBB | Контакты | Сообщить о нарушении